Римская гробница (Roma Mezari) в Гереме

Путешествие из Петербурга в Каппадокию — 1 часть

Путешествие в «Страну прекрасных лошадей»

Свое путешествие в «Страну прекрасных лошадей» Каппадокию (как переводится название с персидского) мы начали планировать задолго. Сначала возник огромный интерес к этой местности в Центральной Анатолии – набирая  «Каппадокия» в Интернете — увидели фотографии и поняли, что вполне можем попробовать осуществить желание увидеть «Верблюда» в долине Деврент и  «Дымоходы  фей», посетить подземные города и побродить  по разноцветным долинам. Я уточнила  у своего  турецкого друга — его зовут Аднан (он — хозяин туристической фирмы «Panda Tours Sarigerme», базируется в местечке Саригерме, недалеко от Даламана //лирическое отступление – мы уже несколько лет отдыхаем в этом месте — и сотрудники фирмы – наши большие друзья//) сможем ли мы совершить такое путешествие самостоятельно, заручились его поддержкой и начали планировать свое путешествие….  Вот такое вот начало… На дворе – начало ноября…

Поиск информации для путешествия

Это Аднан – и его «детище» - «Panda Tours Sarigerme»
Это Аднан – и его «детище» — «Panda Tours — Sarigerme»

Сначала  я долго изучала разные доступные из Интернета карты и материалы  – пыталась определиться, что мы хотим посмотреть и где хотим остановиться.  Я искала населенный пункт,  находясь в котором  можно посмотреть максимальное количество всего того, что находится  между городами Kirsehir  (Север), Kayseri  (Восток), Aksaray (Запад)  и  Nigde (Юг). При этом в расчет бралось то, что едут две немолодые тетки, которые не умеют водить машину; одна из которых не знает английский совсем, а другая – знает английский с переменным успехом; и еще одна из теток едет со своим сыном (9 лет). Кроме этого все хотят купаться в море, а некоторые еще очень хотели рафтинг (мой сын).Поэтому изначально предполагалось, что мы едем на 3 недели: 1-ую неделю мы живем в Саригерме (отель Caria Resort Hotel) и адаптируемся к климату, потом едем в Каппадокию на 2-ую неделю – основная часть нашего путешествия, а на 3-ю неделю мы возвращаемся опять на море в Саригерме – «зализывать раны».  С отдыхом на море «до» и «после» Каппадокии все более-менее было понятно – нестандартный тур по раннему бронированию в родном Интуристе. После долгих раздумий я остановилась на небольшом городке Göreme  (Гереме). Я стала рыться в поисковиках – искала ссылки на отели в Гереме – нашла несколько, полазила по их сайтам.

Сбросила список понравившихся отелей Аднану – он порекомендовал отель Peri Cave, потому что сам с семьей останавливался в этом отеле во время своего отпуска и им очень там понравилось (потом я поняла, почему). Итак, я «списалась» с этим отелем и предварительно забронировала номер для нас на конец июля (с условием уточнения дат позже). Оказалось, что мы бронируем за полгода (это был уже январь) и нам сделали хорошую скидку – насколько хорошую – мы оценили, когда приехали в Гереме. Потом я стала искать как добраться до Гереме. Вариантов — огромное множество, поверьте. Нам надо было из Ортаджи  (Ortaca) (ближайший населенный пункт к Саригерме – типа нашего советского районного центра) добраться до Гереме. К сожалению, самолеты напрямую из Даламана (ближайший к Саригерме аэропорт) в Кайсери или Невшехир (ближайшие аэропорты к Гереме) не летают – только с пересадкой в Стамбуле или Анкаре. Самым  простым транспортом оказался автобус. Скажу честно, я попробовала забронировать билеты на сайтах турецких автобусных компаний. Пробовала долго и мучительно – потому что некоторые сайты не поддерживают английский язык. Приглянулась компания Metro (metroturizm.com.tr). Мне удалось даже что-то найти на их сайте. Но опять же – наш Аднан (почти как Алладин) – сказал что-то типа русского «не парься» — приедешь  в Саригерме  — билеты купим!  Вот так мы определились как мы доберемся до Гереме.  Наступил февраль. Началось раннее бронирование в турфирмах и мы спокойно забронировали  нестандарт на 3 недели — конец июля- начало августа. Итак, мы уже знали точные даты прилета/вылета из Турции — определились с возможными датами поездки в Каппадокию. Перебронировали отель в Гереме на нужные даты. Написали Аднану о предполагаемых датах поездки для бронирования билетов на автобусе. И успокоились….  как говорится –«Главное – ввязаться в бой, а там посмотрим!» (Говорят, что это был излюбленный метод Наполеона). Хорошо, что он не воевал в Центральной Турции – а то неизвестно, какой бы камень изучал бы Жан-Франсуа Шампольон. И мы стали изучать — что, где, как мы сможем посмотреть за ОДНУ неделю. Это тогда казалось, что неделя- это много и мы все успеем. На самом деле – недели хватило, чтобы галопом осмотреть основные достопримечательности Каппадокии. Но тогда этого не знали. Огромное спасибо Елене Трува — ее сайт (cappadocia-elenatruva.ru ) оказал огромную помощь в изучении как Каппадокии, так и всей Турции. Примерный список был составлен. Мы ждали июля.

В предвкушении поездки в Каппадокию

Наш маршрут до Каппадокии

Даже «отдыхая» первую неделю в Саригерме, мы были в предвкушении своей «Индианы Джонс» -«Русская Каппадокия». «Отдыхая» — потому что успели за 1-ую неделю съездить в Летоон-Ксантос-Патару,  очередной раз в Памуккале и в Эфес. Так что темп своего путешествия мы задали хороший. Накануне отъезда я попросила Аднана созвониться с отелем в Гереме – подтвердить нашу бронь и уточнить про экскурсии и их стоимость. Он, конечно, как настоящий турок стал звонить своему знакомому в Гереме – Халису (Halis) – он оказывается работал в «нашем» отеле. Халис рассказал нашему Аднану про график экскурсий – назвал цены. Аднан, как водится, договорился про «indirim» («скидка» — тур.яз). Так что, «без меня меня женили» — но это укладывалось в наши планы – «Голубой», «Зеленый», «Красный» туры и полет на воздушном шаре.

Аднан после разговора нам все объяснил – «не волнуйтесь, Вас  там встретят – разместят». Но немножко изучив жителей Турции, я поняла из всего этого – будет все совсем не так. Попросила его написать письмо Халису – так, мол и так, друг мой Халис, едут к тебе в гости русские, будь добр, пожалуйста, дорогой человек, присмотри за ними. Примерно такое письмо написал наш друг Аднан своему другу в Гереме.

Отъезд и дорога до Гёреме

Наступил день отъезда. Аднан отвез нас в Ортаджу – выдал нам билеты на автобус – посадил в автобус, при этом наказав водителям и стюарду нас не потерять и довезти в целости-сохранности до Гёреме.  И мы поехали…

Автобус конечно, был очень удобным. Работал кондиционер.  Во время поездки стюард предлагал бесплатные напитки (чай, кофе, соки, всякие газировки, воду), легкие закуски (печенье, крекеры). Каждые 3 часа делаются остановки минут на 20-30. Во время этих остановок ОБЯЗАТЕЛЬНО мыли автобус – он всегда был ослепительно белым и чистым – «Ау, водители русских междугородних автобусов!» — для Вас это пишу. Можно также посетить кафе, магазины, туалет, покурить и просто размяться. Впереди — 15 часов езды. Но это не смертельно и вполне переживаемо.

При посадке в автобус кроме нас туристов не было — местные жители ехали по своим делам. И до Бурдура (Burdur) на нас никто не обращал внимание, сказывалось близкое расположение к побережью  — туристы были не в новинку пассажирам автобуса. Пассажиры менялись, кто-то уже доехал, подсаживались новые соседи. И вот, уже подъезжая к Испарте (Isparta) мы уже стали привлекать внимание – не турчанки, едут без сопровождения мужчин, с ребенком, говорят вроде по-славянски. Нашелся один смельчак – спросил по-английски – кто мы такие и откуда. Предположил что мы украинки. Очень удивился, а затем и все остальные пассажиры что мы РУССКИЕ и что едем в Гереме. Оказывается, своим ходом  русские практически не забираются так «глубоко» в Турцию. Мало, что за нами «приглядывали» водители и стюард, так теперь и все пассажиры стали буквально нас «опекать», кто-то чем-то угостит, кто-то присмотрит, чтобы нас «не забыли» где-нибудь.

Мечеть, которую видно с автовокзала Коньи

На самом деле мы очень боялись за багаж. Нет, деньги и документы были с собой – а вот все остальное  — в багажном отделении автобуса. Но пассажиры так отчаянно быстро менялись, что я плюнула и перестала отслеживать, когда открывалось и закрывалось багажное отделение. Так потихоньку мы добрались до Коньи (Konya) уже был далеко поздний вечер  и ничего  мы толком не увидели (обратно, кстати, ехали тоже ночью и опять ничего не увидели). Следующей остановкой был Аксарай (Aksaray). На автовокзале был магазинчик, где продавали сувениры и сладости – сказывалось близость  к Каппадокии. Купили пару небольших коробочек лукума и поняли, что на обратном пути закупим здесь сладости для родных и друзей, оставшихся в России, в родном Саригерме таких не видели. В Аксарае в автобус подсели первые нетурецкие пассажиры, такие же как мы, любители острых ощущений. Мы немножко даже приревновали ведь мы были «любимцами» автобуса – можно сказать, уже побратались со всеми пассажирами и вот нате Вам – попутчики. Радовало что мы не одни и что наш путь верен и «дело наше – правое».  Впереди уже виднелись огни Невшихира (Nevsehir), а лунных пейзажей за окном не наблюдалось, ну просто никаких.

Приезд в Каппадокию

Первые фотографии в Гереме
Приезд в Каппадокию и первые фотографии в Гереме

И вот мы въезжаем в Гереме. И все эти неземные, инопланетные пейзажи, скалы, долины обрушились на нас градом – другого сравнения до сих пор не могу подыскать. Наш автобус, как ни в чем ни бывало, пыхтя дополз до автовокзала. Непонятно было, почему  пассажиры нетурецкого происхождения так возбуждены, чем вызывают недовольство остальных пассажиров! Турецкие верноподданные! Граждане! Вы же посмотрите – что там за окном! Что же Вы, миленькие, такие апатичные! Высадив нас и еще несколько восторженных идиотов на вокзале, автобус «пыхнул» и умчался восвояси. А мы, оставшиеся, «на перроне», так сказать, уже поняли, что влюбились в этот край навсегда. Самое  потрясающее – смотреть на работников вокзала, на их лица когда они нас увидели. Заметив на наших лицах щенячий восторг, они удовлетворенно переглянулись, типа «ага, вот они голубчики» попались на удочку рыбака, который называется Каппадокия.

Абрикосовые деревья во дворе отеля Peri Cave

Мы довольно  быстро провели ориентацию на местности и довольно-таки быстро нашли дорогу к нашему отелю. Забыла сказать, что время было около 4 часов утра. Ночные дискотеки уже закрылись,  уборщики уличного мусора еще не вышли на работу. ТИШИНА… Мы подошли к своему отелю, ворота оказались открытыми, мы зашли во двор. Ресепшн был закрыт – мы немного потыркались в разные помещения, никого нигде не могли найти. Ну вот, нас не встречают. Нас тут не ждут. Сын заметил, что что-то «плюхается» на землю «наверное, змеи».  Оказалось, что падают абрикосы. Во дворе отеля Peri Cave росли абрикосовые деревья, много абрикосовых деревьев. Начало светать…. Мы заметили поднимающиеся в небо воздушные шары. Шаров становилось все больше и больше. А один даже взмыл над нашими головами.

Первые фотографии в Гереме и наш отель

Шар, взмывший над нашими головами

Кто-то к нам во двор – оказалось – за туристами, проживающими в этом отеле, их забрали на «Полет». И снова — тишина. Моя приятельница легла спать в гамак (между абрикосовыми деревьями). Мой сын еще держался, но в глазах я прочитала «Эх, мама!». Этот взгляд сына для меня всегда как руководство к действию. Благо уже было около 06.00 утра и можно было уже кого-то «домогаться». Я написала SMS-ку Аднану – он кому-то перезвонил, кто-то опять кому-то перезвонил и прибежал молодой человек, который быстро нашел в одном из номеров (пещерных келей) парня, работающего в отеле. Сонный молодой человек попытался объяснить, что сейчас надо спать, а утром все вопросы с заселением будут решены. И показал нам свободный номер. Ну мы, конечно,  упали на кровати и заснули «мертвым сном».

Разбудили нас звуки бряцающей посуды, возгласы «Какой вкусный хлеб», «Возьми еще кофе»… сказанные по-английски. В отеле начался завтрак.  Мы выползли из своей берлоги. Меня, как знающую «здрасте» и «до свидания» на иностранном наречии отрекомендовали в разведку на ресепшн. Надо сказать, во дворе никто не удивился полусонной русской физиономии. Я смелыми шагами дошла до ресепшн.  В помещении сидели несколько человек. Отрекомендовалась.  Один турок привстал и представился – «Халис». Родненький! Тебя то мне и надо. Я передала ему письмо от Аднана. Пока он читал, Аднан ему позвонил и «строгим голосом поинтересовался», как нас разместили.

Халис быстро-быстро посчитал стоимость нашего пребывания — оказалось намного больше (почти в 2 раза), чем мы получили в подтверждении брони по электронке. Но ведь я же распечатала это подтверждение. Показала – Халис извинился, мол, высокий сезон много туристов. Как же все-таки хорошо бронировать отели за полгода до путешествия. Цены на экскурсии мы уже знали. Халис выписал нам билеты, расписал нашу культурную программу на неделю и все, больше мы его не видели. Передаю ему огромное спасибо, все было здорово! Билеты  на экскурсии – на руках. Идем заселяться в номер. Номер – это пещера, оборудованная душем и туалетом. Это было классно! В «номере» не было кондиционера. Но при этом внутри всегда было прохладно (градусов 20). Для сравнения – на улице 35-40. Мы быстро-быстро распаковались, приняли душ, позавтракали и пошли «знакомиться» с Гереме.

Во время прогулки заметили, что туристы, а их сразу было видно, куда поднимаются наверх что-то типа городской смотровой площадки. По пути попадались недостроенные отели – жители Гереме из любой мало-мальской  пригодного для проживания «пещерного домика» пытаются сделать отели и пансионы. Мы все-таки добрались до смотровой площадки. И фотографировали-фотографировали, фотографировали… А еще поразило обилие цветущих роз – везде таких красивых и загадочных…

Но больше всего в Гёреме поражают закаты. Огромный огненный шар начинает опускаться за линию горизонта… Ничто не предвещает необычного. По мере того, как солнце опускается за линию горизонта, небо начинает окрашиваться в оранжевый или красный цвет. И вот наконец, все небо окрашивается красным (все-таки красным) цветом – впечатление такое, что ты где-то на Марсе, а не на Земле. В это время все вокруг затихает, ты даже не слышишь машин, мчащихся внизу, музыку, льющуюся из распахнутых окон ресторанов и дискотек… Ничего вокруг, только ты и это «умирающее» солнце. Еще мгновение и все пропадает… Наступает ночь. © Светлана Герасименко